Альфа-Банк UA CPL

Разовые и постоянные расходы при ипотечном кредитовании

Приобретение квартиры в ипотеку связано с рядом дополнительных затрат. Все платежи, которые должен будет осуществить заемщик, можно разделить на постоянные (уплачиваются ежегодно, ежемесячно и т.д.) и разовые (за весь срок кредита уплачиваются только раз).

 

Разовые расходы

 1. Плата за оформление справок

Прежде, чем подавать заявку на кредит, потенциальный заемщик должен собрать пакет документов, в том числе различные справки. Сейчас практически ни одну справку нельзя получить бесплатно, поэтому эту статью расходов следует учитывать обязательно. Скорее всего, заемщику потребуются справки из Психоневрологического диспансера, БТИ и других учреждений.  

2. Комиссия за рассмотрение документов

Процесс получения ипотеки начинается с подачи клиентом заявки и пакета документов в банк. Кредитный комитет по предоставленным документам должен определить кредитоспособность клиента и решить, может ли он предоставить ссуду. Обычно потенциальному заемщику необходимо уплатить комиссию за рассмотрение заявки – 1–3 % от суммы займа. Это делается в момент подачи документов, и, если Кредитный комитет откажет, средства, уплаченные клиентом, не возвращаются. Конечно, существуют банки, в которых подобная комиссия не взимается.

3. Услуги профессионалов

Заниматься оформлением ипотеки можно самостоятельно, но иногда это чревато потерей времени и нервов. Чтобы процесс прошел быстро и без затруднений, клиент может обратиться к профессионалам. Например, ипотечный брокер поможет подобрать хороший банк и приемлемую кредитную программу, а также увеличить шансы на получение ипотеки. Риэлтор быстро найдет подходящую квартиру. Брокер оценит свои услуги в 2–3 %, а риэлтор – около 5 % от стоимости недвижимости.

4. Оценка недвижимости

Размер кредита, который банк может выдать заемщику, зависит от стоимости недвижимости. Поэтому кредитному учреждению необходим отчет об оценке жилья. Обычно его составляет аккредитованная банком компания, а ее услуги оплачивает заемщик. Однако также есть банки, которые проводят оценку самостоятельно (если у них есть соответствующий сертификат) или же дают клиенту право на выбор любой оценочной компании.

6. Услуги нотариуса

Согласно законодательству Украины, договор ипотеки необходимо заверять нотариусом. Стоимость такой услуги может быть разной – от 500 гривен.

5. Проверка объекта ипотеки

Иногда кредиты выдаются на покупку квартиры в строящемся доме, застройщиком которого является не аккредитованная банком компания. В таких случаях банк может взимать плату за проверку объекта недвижимости – фиксированный платеж или процент от суммы займа.

7. Регистрация ипотечной сделки

Законодательство также предписывает обязательную регистрацию сделок с недвижимостью. Запись о покупке недвижимости, закладной, заключении ипотечного договора, об обременении залогом, а также вступлении в право собственности вносится в Единый государственный реестр. Как правило, регистрацию ипотеки банк берет на себя. Стоимость услуги составит 300 гривен.

8. Госпошлина, взнос в Пенсионный фонд

Госпошлина и взнос в ПФ – это еще два вида обязательных платежей. Сумма, которую заплатит заемщик, зависит от стоимости недвижимости, указанной в договоре о покупке (% от стоимости).

9. Комиссия за открытие счета

Во многих банках взимается комиссия за открытие счета, необходимого для получения и погашения кредита. Банк взимает плату один раз, в размере 1–2 % от суммы займа.

10. Комиссия за расчетное обслуживание (обналичивание)

Около 0,5‒3 % заемщику придется заплатить за выдачу ссуды наличными. Как правило, обналиченные средства помещаются в сейфовую ячейку. Ее аренда обойдется клиенту приблизительно в 80 гривен в месяц.

 

Постоянные расходы

1. Комиссия за безналичный перевод

Эта комиссия взимается, когда заемщик погашает долг путем безналичного перевода денежных средств на ссудный счет. Плата берется при каждом перечислении, ее размер у каждого банка свой – около 1–3 %.  

2. Комиссия за ведение счета

Данный вид комиссии применяется не всеми банками. В соответствии с правилами конкретного финансового учреждения, клиент может ежегодно или ежемесячно оплачивать определенный % от остатка долга.  

3. Страховые платежи

С ипотекой тесно связано страхование рисков утраты жилья, потери заемщиком трудоспособности и права собственности. Полный перечень подлежащих страхованию рисков у каждого банка свой. Одни требуют комплексного страхования: рисков гибели и ущерба жилья, трудоспособности и жизни клиента, его права собственности на жилье. Другие предоставляют заемщику на выбор несколько вариантов, например, комплексное страхование и пониженная ставка или страхование только имущественных рисков и повышенная ставка. Третьи помимо стандартного комплекта требуют страхования еще и гражданской ответственности клиента.

Страховой платеж производится ежегодно. Его размер зависит от кредитной задолженности, поэтому с ее уменьшением также уменьшается и размер страхового платежа. Сумма, которую заемщик затратит на страхование, зависит от его пола, возраста и здоровья (при страховании рисков потери жизни и трудоспособности), а также от рыночной цены жилья (при титульном страховании), технических параметров жилья (при страховании имущественных рисков) и прочих факторов.

Как правило, выбирать страховую компанию заемщик может только из предложенного банком перечня аккредитованных им организаций.

 Помимо расходов по оформлению ипотеки, потенциальному заемщику следует обратить внимание на расходы, связанные с погашением задолженности. Это штрафы и пени за просрочку платежей, досрочное погашение, опережение сроков погашения и другие.

Кредитная программа может казаться очень привлекательной из-за низкой ставки, длительного срока кредитования, отсутствия платы за рассмотрение заявки и т.п. Однако объективно оценить ее можно лишь путем анализа всех связанных расходов, в том числе различных комиссий, платежей в пользу сторонних организаций и прочих дополнительных затрат.